Мастер-класс по проведению запроса цен (запроса котировок)

 

скачать презентацию  

 

 

 

  

Способы закупок

Общий порядок осуществления закупок способом запроса цен

Обеспечение исполнения обязательств по договору.

Содержание закупочной документации по итогам подготовки к закупке

Планирование предстоящей закупки

Осуществление процедуры закупки

Особенности проведения процедуры запроса цен

Вопросы слушателей

Сегодня мы поговорим об одной из форм закупок, которая, к сожалению, недооценена многими заказчиками. Несмотря на то, что она широко применяется, применяется, на мой взгляд, совершенно не по тем причинам, по которым ее стоило бы применять.

Это способ закупок, который называется «Запрос цен». Можно называть его по-разному – запрос котировок, запрос котировок цен. Суть одна: заказчик направляет или размещает в общем доступе некоторое информационное сообщение, приглашая всех предлагать ему товар, работу или услугу, которая его интересует.

На чем основана такая открытость заказчика. Безусловно, при закупке товаров, работ и услуг заказчики руководствуются: Конституцией РФ; Гражданским кодексом РФ; Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ); другими федеральными законами; иными нормативными правовыми актами РФ и принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Подробнее остановимся на основном законе – законе 223-ФЗ. Напоминаю, что последняя на сегодняшний день редакция утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Основные принципы закупки товаров, работ и услуг:

  • информационная открытость закупки, то есть привлечение максимального количества потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации, необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически активное расходование средств и реализация мер по сокращению издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

 

На этом мы сегодня подробно остановимся. Как правильно сформулировать требования заказчика, которые он будет отражать в закупочной документации при проведении закупок способом запроса цен.

Одним из первых нормативных актов, которые следует упомянуть, является Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке». Положение определяет порядок размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Информация о закупке размещается в общедоступной части официального сайта только после подписания документа, содержащего указанную информацию, квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронная подпись) лица, уполномоченного на размещение на официальном сайте информации от имени заказчика (представитель заказчика), в закрытой части официального сайта, доступ в которую осуществляется с помощью электронной подписи, после прохождения регистрации на официальном сайте.

Положение определяет порядок размещения:

  • положения о закупке;
  • планов закупки;
  • извещения о закупке;
  • документации о закупке;
  • проекта договора;
  • разъяснений документации;
  • информации об отказе от проведения закупки;
  • информации об изменении договора;
  • отчетности о заключенных договорах.

Следующий нормативный правовой акт, на котором хотелось бы заострить внимание, это Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 №662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которое регламентирует обязанность заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ, с 1 октября 2012 года размещать всю обязательную информацию о закупках на сайте www.zakupki.gov.ru.

Еще один нормативный документ – это Приказ Минэкономразвития России №506 и Казначейства России №13н от 10.08.2012 «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru)». В этом документе изложен порядок, как стать пользователем официального сайта и размещать там всю обязательную информацию.

Итак, на официальном сайте размещается следующая обязательная информация о закупке:

  • извещение о закупке;
  • документация о закупке;
  • проект, договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке;
  • разъяснения документации;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • иная информация.

 

Способы закупок

 

Способы закупок – это однозначно регламентированные процедуры осуществления размещения заказа (закупки), отличающиеся друг от друга особенностями проведения и гражданско-правовыми особенностями.

Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечение закупки положения.

Все процедуры закупок можно разделить на два блока:

1) конкурентные, предусматривающие состязательность участников;

2) не предусматривающие состязательность.

Процедуры закупок, предусматривающие состязательность участников закупки:

  • конкурс;
  • аукцион (редукцион);
  • запрос предложений (приглашение делать оферты);
  • запрос цен (запрос котировок цен, мониторинг цен);
  • запрос котировок цен в особых условиях (в том числе при ЧС);
  • конкурентные переговоры.

Процедуры закупок, не предусматривающие состязательность участников закупки:

  • закупка у единственного поставщика, исполнителя;
  • участие в конкурентной процедуре продавца;
  • мелкие закупки;
  • упрощенные закупки.

Все эти способы закупок должно регламентировать положение о закупке. Если способ закупки в положении не отражен, то заказчик не может его использовать.

 

Особенностями процедур закупки является то, что они проводятся:

  • в открытой или закрытой форме;
  • в одноэтапной или многоэтапной форме;
  • с проведением или без проведения квалификационного отбора и (или) постквалификации;
  • в электронной либо не в электронной форме;
  • с проведением переторжки или без нее;
  • с правом подачи альтернативных предложений или без такового;
  • с выбором нескольких победителей по одному лоту;
  • в иных формах, предусмотренных положениями о закупке.

При этом к наиболее предпочтительным формам относятся: открытый конкурс, открытый аукцион (редукцион), открытый запрос цен (запрос котировок), открытый запрос котировок.

Тема сегодняшнего разговора – это запрос цен, который является конкурентным способом закупки, при котором его организатор заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения; назначенная организатором закупочная комиссия рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке, определяет победителя как участника закупки, предложившего наиболее низкую цену договора.

 

Общий порядок осуществления закупок способом запроса цен

 

Общие этапы осуществления закупки способом запроса цен:

  • определение необходимости удовлетворения нужд в конкретных товарах, работах, услугах;
  • формирование общих требований к предполагаемым к закупке товарам, работам, услугам, в т.ч. по техническим, потребительским и иным показателям и характеристикам;
  • планирование предстоящей закупки, в т.ч. по способам закупки, срокам и объемам финансирования;
  • конкретизация и актуализация требований к предполагаемым к закупке товарам, работам и услугам в ходе подготовки закупочной документации;
  • размещение извещения и документации о закупке на официальном сайте;
  • разъяснение положений закупочной документации (применяется, как это определено Положением о закупке). Если от участников закупки поступают запросы о разъяснении, заказчик обязан их представить;
  • внесение изменений в закупочную документацию и извещение о закупке (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • подготовка участниками закупки своих заявок;
  • подача участниками своих заявок;
  • проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками участников закупки (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • рассмотрение заявок участников закупки на их соответствие требованиям закупочной документации (отборочная стадия);
  • оценка и сопоставление заявок (оценочная стадия) (применяется, если это определено Положением о закупке);
  • определение победителя закупочной процедуры;
  • заключение по итогам процедуры договора с победителем;
  • размещение на официальном сайте сведений о результатах по итогам закупочной процедуры (протоколы, отчеты, договор);
  • выполнение предусмотренных Положением о закупке действий в случае признания закупки несостоявшейся.

 

Каким образом заказчику определить основные требования к закупаемым товарам, работам, услугам, условиям договора и к участникам закупки?

Перед проведением запроса цен заказчику целесообразно установить:

  • требования к продукции;
  • требования к условиям будущего договора; возможно, у кого-то существуют проекты договоров или типовые договоры, локальные нормативные документы, которые регламентируют использование тех или иных типовых документов при проведении закупки;
  • начальную (максимальную) цену договора;
  • требования к участникам закупки;
  • при необходимости требования к субподрядчикам (поставщикам, соисполнителям);
  • требования к обеспечению заявки на участие в закупке (при необходимости);
  • требования к обеспечению обязательств по договору (при необходимости).

Хочу заострить ваше внимание, что в отношении каждого требования заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения. В противном случае, это будет уже не требование, а декларация.

Следует избегать установления требований, которые могут быть подтверждены только декларативно.

Не допускается установление требований, по которым не осуществляется оценка соответствия, или использование критериев, по которым не осуществляется оценка предпочтительности.

Не допускается также установление требований, не обоснованных действительными потребностями заказчика, в том числе направленных на ограничение количества участников закупки. В противном случае здесь просматриваются коррупционные проявления деятельности конкретного функционера.

После того как сформированы требования заказчик формирует блок документов (извещение, закупочную документацию, проект договора) и утверждает их у соответствующего лица, наделенного этими полномочиями.

Вместе с тем обращу внимание на еще одну проблему, о которой многие забывают. При определении требований следует четко разделять обязательные требования и предпочтительные.

Обязательным требованием является такое минимально необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

Предпочтительные требования,или предпочтения - это такие характеристики продукции, участников или субподрядчиков, или условий договора, которые в совокупности должны отвечать следующим требованиям:

  • характеристики превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные закупочной документацией;
  • невыполнение таких характеристик не может служить основанием для отклонения заявки соответствующего участника закупки;
  • характеристики, предлагаемые в заявках участников, учитываются при определении степени предпочтительности таких заявок на оценочной стадии рассмотрения заявок, причем исключительно в отношении заявок, прошедших отборочную стадию по итогам рассмотрения.

 

В отношении каждого обязательного требования и предпочтения заказчик должен установить порядок подтверждения участником закупки его выполнения:

1) путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (в том числе последствия не указания);

2) путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом (в том числе последствия не предоставления).

При формировании обязательных и предпочтительных требований заказчикам целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • требования должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми;
  • заказчик должен формулировать требования к продукции не в форме конкретных технических решений, а в форме установления функциональных требований (требования к потребительским свойствам продукции);
  • следует избегать требований, которые могут быть подтверждены только декларативно;
  • не устанавливаются обязательные требования, выполнение которых не будет проверяться в рамках отборочной стадии рассмотрения заявок, или указание предпочтений, предложения по исполнению которых не будут оцениваться;
  • не следует устанавливать требования, не обоснованные действительными потребностями заказчика;
  • не допускается установление обязательных требований, если это влечет за собой ограничение количества участников закупки и нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации.

 

При формировании обязательных требований к участникам закупки заказчику целесообразно руководствоваться следующим.

Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам процедуры закупки. То есть он должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами, если подлежащая поставке продукция, выполняемые работы или оказываемые услуги подлежат лицензированию.

Не должен участник закупки находиться в процессе ликвидации или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным, то есть банкротом. Не должен являться организацией, на имущество которой в части, необходимой для выполнения договора, наложен арест по решению суда или административного органа или экономическая деятельность которой приостановлена.

Кроме того, участник закупки должен ответствовать иным требованиям, которые заказчик вправе установить в закупочной документации на основании поручений Правительства РФ либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

При проведении закупки заказчик вправе установить в закупочной документации требование об отсутствии случаев, документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ, невыполнения участниками процедуры закупки ранее принятых договорных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для самого заказчика или иных заказчиков. Такие случаи должны быть документально подтверждены. Самое простое документальное подтверждение – это информация на официальном сайте. Заказчик вправе установить требование о том, чтобы сведения об участнике закупки отсутствовали в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте.

Кроме того, заказчик имеет право установить требование о наличии у потенциального контрагента действующей системы менеджмента качества. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества, или должны быть изложены основные требования к такой системе, потому что, как мы понимаем, требования у всех разные.

Заказчик вправе установить требование о том, что участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, а также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом, системой управления охраной труда. Должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В документации о закупке и проекте договора, включаемого в закупочную документацию, целесообразно указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупочной процедуры заключается договор, привлекать при исполнении договора других субподрядчиков, либо исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор. Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков, заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком, а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков.

Обеспечение исполнения обязательств участника закупки. Речь идет об обеспечении заявки на участие в закупке.

При проведении запроса цен заказчик вправе предусмотреть представление участниками закупки обеспечения исполнения обязательств, связанных с участием в процедуре (обеспечение заявки). Обеспечение заявки актуально, когда большие объемы. Учитывая, что запросы цен – несколько упрощенная процедура закупки, не всегда целесообразно установление требования об обеспечении заявки, так как и сроки на поставку обычно короткие, и средства небольшие.

Не следует злоупотреблять и размером обеспечения заявки. Размер обеспечения заявки на участие в закупочной процедуре устанавливается в закупочной документации и, как правило, не превышает пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Заказчик вправе установить предоставление участниками закупки обеспечения заявки в одной конкретной форме либо указать несколько видов допустимых форм обеспечения (безотзывная банковская гарантия, выданная банком, либо в форме денежных средств путем их перечисления заказчику (предпочтительная)).

Если устанавливается требование обеспечения исполнения обязательств участника закупки, то закупочная документация должна четко описывать условия предоставления и условия возврата и удержания обеспечения.

 

Обеспечение исполнения обязательств по договору

 

Для любого договора заказчик вправе, помимо неустойки, предусмотреть в документации о закупке и проекте договора предоставление участником обеспечения исполнения следующих видов обязательств, связанных с исполнением договора:

  • обязательств по возврату аванса;
  • исполнения обязательств по договору, кроме гарантийных обязательств (обеспечение договора);
  • исполнения гарантийных обязательств.

 

Проект договора в документации о закупке должен четко описывать условия предоставления и возврата или удержания обеспечений, связанных с исполнением договора, в том числе:

  • виды обеспечиваемых обязательств, их объем (перечень, стоимость);
  • допустимые формы обеспечения;
  • размер (сумму) обеспечения;
  • требование к сроку предоставления обеспечения возврата аванса, обеспечения исполнения обязательств по договору;
  • требования к сроку действия обеспечения относительно срока действия обязательства и (при необходимости) порядку продления срока его действия;
  • требования к гаранту и поручителю в случае предоставления обеспечения в форме банковской гарантии и (или) поручительства при необходимости. На сегодняшний день на официальном сайте размещен перечень банков, которые вправе выдавать банковские гарантии, в том числе при проведении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд – можно ориентироваться на эти банки;
  • условия истребования обеспечения;
  • условия и срок возврата обеспечения;
  • условие обязательной замены обеспечения при утрате данным обеспечением обеспечительной функции.

 

Содержание закупочной документации по итогам подготовки к закупке

В соответствии с 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ). В данном случае это запрос цен либо запрос котировок цен. Формулировка должна совпадать с прописанной в положении о закупке;
  • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • место отправки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора;
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

 

 

Последний пункт играет решающую роль в том, каким образом и в какие сроки предстоит размещать на официальном сайте все сведения о проводимой закупке. Как только вы указали дату рассмотрения предложения участника, дату проведения заседания комиссии на предмет выбора победителя, в течение трех дней вы на сайте должны разместить протоколы.

В документации о закупке должны быть указаны те требования, которые изначально заказчик сформулировал, однако здесь целесообразно их конкретизировать. Это требования:

  • к качеству,
  • техническим характеристикам товара, работы, услуги,
  • к их безопасности,
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,
  • к размерам,
  • упаковке,
  • отгрузке товара,
  • к результатам работы,
  • и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

Кроме этого, заказчик должен еще объяснить участникам закупки, каким образом им следует в своих заявках описывать предлагаемый ими к поставке товар, как описать его функциональные, количественные и качественные характеристики. В противном случае, у участников будут возникать вопросы, по которым необходимо будет давать разъяснения на официальном сайте. В этой ситуации запрос цен теряет свою оперативность.

Кроме того, в документации о закупке должны быть указаны:

  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

 

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать порядок проведения запроса цен, в том числе:

  • права и обязанности организатора и участников запроса цен;
  • порядок, место, дату начала и дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен;
  • сроки и порядок проведения отборочной и оценочной стадии рассмотрения заявок, порядок определения победителя запроса цен;
  • срок, в течение которого победитель должен подписать проект договора;
  • право организатора запроса цен провести переторжку и порядок ее проведения;
  • иные требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме обязательных сведений закупочная документация при запросе цен может содержать:

  • дополнительные требования к участникам запроса цен (например - по обладанию опытом выполнения аналогичных работ, к репутации и порядку подтверждения соответствия этим требованиям);
  • требования к размеру и форме обеспечения обязательств по возврату аванса, обеспечения договора и (или) обеспечения исполнения гарантийных обязательств, требования к условиям такого обеспечения, срок и порядок его предоставления;
  • иные сведения и информацию, в т.ч. касаемо конкретной закупки.

Помимо всего прочего целесообразно в документации по запросу цен установить требование предоставления участником закупки в составе его заявки следующей информации и документов о характеристиках и качестве закупаемой продукции и (или) условиях договора в необходимом объеме:

  • описание участником в его заявке функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, его количественных и качественных характеристик;
  • указание участником в его заявке на зарегистрированные товарные знаки, знаки обслуживания товара, патенты, полезные модели или промышленные образцы, которым будет соответствовать товар;
  • указание участником в его заявке производителя и страны происхождения товара;
  • описание участником в его заявке комплектации товара;
  • описание участником в его заявке выполняемых работ или оказываемых услуг (в том числе состав работ или услуг и последовательность их выполнения, технология выполнения работ или услуг, сроки выполнения работ или услуг);
  • указание участником в его заявке количества товаров, объема работ или услуг или порядка его определения;
  • предложение участника о цене договора (с учетом установленного порядка формирования цены договора), о цене единицы товара, единичных расценок или тарифов работ или услуг и расчет общей стоимости работ или услуг;
  • иные предложения участника об условиях исполнения договора;
  • представления копий документов, подтверждающих соответствие продукции установленным требованиям (если указанные документы в соответствии с законодательством не представляются вместе с продукцией).

 

Планирование предстоящей закупки

 

Здесь в первую очередь стоит обратить внимание на то, что при выборе способа закупки необходимо руководствоваться положением о закупках, учитывая, как правило, установленные ограничения применения способа закупки, которые отражены в Постановлениях Правительства РФ №932 и №616.

Ну и естественно устанавливаются ценовые пороги в положениях, т.е. если плановая стоимость закупки (лота) не превышает установленных Положением пределов для указанного способа закупки. Например:

3 миллиона рублей с НДС при проведении запроса цен не в электронной форме;

5 миллионов рублей с НДС в случае проведения запроса цен в электронной форме.

Все, что выше, закупается, как правило на аукционе.

Еще обратите внимание на Постановление Правительства РФ от 10.09.2012 №908. Мы к нему сегодня уже обращались. Хочу заострить ваше внимание на том, что изменение размещенной на официальном сайте информации о закупке осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений. При изменении размещенной на официальном сайте информации о закупке сохраняются и доступны для свободного ознакомления всеми пользователями официального сайта все предыдущие редакции измененных документов. Удаление размещенной на официальном сайте информации о закупке допускается исключительно на основании предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона, или по решению суда. Кроме того, касаемо планирования, заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.

Как раз Постановление № 908 и определяет Порядок размещения планов закупки товаров, работ, услуг, информации о внесении в него изменений на официальном сайте, которые должны осуществляться в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Еще одно Постановление Правительства РФ – от 17.09.2012 №932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана». Правила определяют порядок формирования плана закупки товаров (работ, услуг) для нужд юридических лиц, попадающих по действие 223-ФЗ. В план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика. План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки, утвержденными Постановлением №932.

Корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

  • изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  • в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Кроме того, обращаю внимание, что Правительство Российской Федерации вправе установить: особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками; годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов; порядок расчета указанного объема; а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Более того, в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством РФ, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, или неразмещения отчета на официальном сайте положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным. В таком случае заказчик должен будет при закупке руководствоваться положениями 44-ФЗ, а не своим положением о закупке.

 

Осуществление процедуры закупки

 

223-ФЗ не регламентирует срок размещения заказчиком извещения о проведении запроса цен, он устанавливается согласно Положению о закупке конкретного заказчика (как правило не менее чем за 5 – 10 дней до окончания срока подачи заявок).

Организатор запроса цен вправе дополнительно разместить извещение о проведении запроса цен либо выдержку из него в любых средствах массовой информации, в том числе в электронных.

В извещении о проведении запроса цен необходимо указать следующие обязательные сведения:

  • указание способа закупки и формы его проведения в соответствии с Положением о закупке;
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • наименование и адрес организатора запроса цен, фамилия, имя и отчество ответственного лица, его контактные телефоны, номер факса и другая необходимая контактная информация;
  • предмет договора с указанием объема поставляемой продукции (в полном объеме или сокращенно с указанием, что все необходимые сведения приведены в документации о закупке), а также место поставки продукции;
  • указание, что победителем запроса цен признается допущенный участник, предложивший наименьшую цену договора, при условии соответствия его заявки требованиям документации о закупке;
  • начальная (максимальная) цена договора;
  • порядок получения документации о закупке;
  • указание на возможность проведения переторжки;
  • дата начала и дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе цен, место и порядок их подачи участниками;
  • сведения о дате и месте проведения отборочной стадии и подведения итогов запроса цен;
  • сведения о сроках заключения договора после определения победителя запроса цен;
  • информация о форме, размере и сроке предоставления обеспечения исполнения договора, если требуется;
  • указание на право организатора отказаться от проведения запроса цен в любое время;
  • ссылка на то, что остальные и более подробные условия запроса цен сформулированы в документации по запросу цен, если документация по запросу цен составляется в виде отдельного документа.

 

В извещении обязательно указывается, что запрос цен не является торгами по законодательству Российской Федерации и организатор имеет право, но не обязанность, заключить договор с победителем.

Если документация о запросе цен не составляется в виде отдельного документа, к извещению о проведении запроса цен прикладывается проект договора.

Любой участник закупки вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений закупочной документации за подписью его руководителя или уполномоченного лица. Если запрос о разъяснении положений закупочной документации поступил к заказчику не позднее срока, установленного закупочной документацией на основании Положения о закупке, до даты окончания срока подачи заявок, заказчик в течение периода, установленного Положением о закупке, со дня поступления указанного запроса обязан дать ответ участнику закупки, направившему такой запрос.

Ответ на запрос о разъяснении положений закупочной документации заказчик обязан разместить на официальном сайте. В ответе должен быть указан предмет запроса без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений закупочной документации не должно изменять ее сути.

Кроме того, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника закупки вправе внести изменения в закупочную документацию не позднее чем это установлено Положением о закупке. Изменение предмета закупки не допускается.

В течение срока, установленного Положением о закупке, со дня принятия решения о внесении изменений в закупочную документацию, такие изменения размещаются заказчиком на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен на период, установленный Положением о закупке.

Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Следующий этап процедуры – это Подача и прием заявок на участие в запросе цен.

Участник закупки готовит и подает заявку в соответствии с порядком, требованиями и условиями, которые установлены в закупочной документации. При этом участнику закупки необязательно знакомиться с вашим положением; вся исчерпывающая информация о закупке должна содержаться в закупочной документации.

Участник вправе подать только одну заявку (если в закупочной документации установлено несколько лотов, то в отношении каждого лота). Участник, подавший более одной заявки, с дальнейшей процедуры снимается.

Заказчик регистрирует каждый конверт с заявкой, поступивший в срок, указанный в документации.

По требованию лица, доставившего конверт, заказчик выдает ему расписку в получении конверта с заявкой с указанием даты и времени его получения, а также делает отметку об отсутствии или нарушении целостности конверта.

Участник вправе подать, изменить или отозвать ранее поданную заявку в любое время до даты и времени окончания срока подачи заявок в порядке, установленном в документации.

Вскрытие поступивших конвертов. Я постараюсь этот вопрос опустить, потому что далеко не все заказчики идут по пути того, что осуществляют публичное вскрытие конвертов с заявками. Я считаю это излишним, так как сам запрос цен – это более оперативный способ закупок, нежели конкурс и аукцион. Поэтому если в вашем Положении прописано, что вы должны осуществлять публичную процедуру вскрытия конвертов с заявками, значит, от этого никуда не деться. Если в положении этого нет, то как правило конверты вскрывает закупочная комиссия.

А вот рассмотрение заявок на участие в запросе цен осуществляет любой заказчик.

Закупочная комиссия начинает рассмотрение заявок после того как вскрыт конверт (после истечения срока их подачи). Если конверты поступили после истечения срока подачи, они возвращаются невскрытыми.

Закупочная комиссия вправе привлекать к рассмотрению заявок экспертов, важно, чтобы об этом было сказано в Положении о закупке. Окончательное решение принимает закупочная комиссия.

К наиболее часто применяемым критериям отбора заявок участников относятся:

  • соответствие заявки по своему составу, оформлению требованиям документации о закупке по существу;
  • достоверность сведений и действительность документов, приведенных в заявке;
  • соответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
  • соответствие заявленных участником закупки субподрядчиков требованиям, установленным документацией о закупке, если они были установлены;
  • соответствие предлагаемой участником закупки продукции требованиям документации о закупке;
  • соответствие предлагаемых участником закупки договорных условий требованиям документации о закупке;
  • предоставление участником закупки требуемого обеспечения заявки;
  • иные отборочные критерии, которые могут быть установлены нормативными правовыми актами в области деятельности заказчика и распорядительными документами заказчика.

 

Что еще заказчик вправе требовать у участника указать в заявке дополнительно, помимо основных документов:

  • документы от изготовителя товара, подтверждающие право участника предлагать этот товар;
  • документы в подтверждение выполнения требований, установленных в документации о закупке;
  • исправлять выявленные в заявке арифметические и грамматические ошибки и запрашивать исправленные документы;
  • запрашивать о разъяснении положений заявок (уточняющие запросы).

При уточнении заявок заказчиком не должны создаваться преимущественные условия одному участнику или нескольким участникам закупки.

Закупочная комиссия ведет протокол рассмотрения и оценки заявок. Обязательные требования, которые целесообразно вносить в протокол:

  • наименование и реквизиты закупки;
  • сведения об объеме закупаемой продукции, начальной (максимальной) цене договора, сроке исполнения договора;
  • перечень участников закупки, подавших заявки, и цены таких заявок;
  • решение о допуске участника к закупке либо об отказе ему в допуске с указанием положений закупочной документации, которым не соответствует участник закупки или его заявка, а также самих несоответствующих положений такой заявки. Четко должно быть сформулировано, какие пункты заявки не отвечают требованиям, указанным в извещении;
  • о результатах голосования членов закупочной комиссии, принявших участие в голосовании;
  • если по результатам рассмотрения заявок только один участник закупки (в т.ч. участник, подавший единственную заявку) и поданная им заявка были признаны соответствующими требованиям документации, в протокол вносится информация о признании закупки несостоявшейся, а также указываются рекомендации заказчику по дальнейшим действиям;
  • если по результатам рассмотрения заявок ни один из участников и поданные ими заявки не были признаны соответствующими требованиям документации, в протокол вносится информация о признании закупки несостоявшейся.

Протоколы размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания.

 

Особенности проведения процедуры запроса цен

 

Запрос цен может проводиться в электронной или не в электронной форме; может быть открытым и закрытым; с переторжкой или без нее. В исключительных случаях запрос цен может быть с проведением предварительного отбора участников закупки и выбором нескольких победителей.

Итак, в электронной форме проводится запрос цен или не в электронной. Здесь я сошлюсь снова на 223-ФЗ, в котором указано, что Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. В соответствии с этим положением Правительство РФ утвердило Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Это Постановление №616.

 

Не осуществляется в электронной форме закупка товаров, работ, услуг, если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. А также если закупка осуществляется у единственного поставщика.

Запрос цен, как мы сказали, может быть закрытым или открытым.

Каковы основные признаки закрытой процедуры.

Если в конкурентной закупке, которая проводится в открытой форме, может принять участие любое лицо, то в закрытой участвуют только те, кого пригласил непосредственно заказчик.

Кроме того, заказчик вправе не указывать в размещаемых на официальных сайтах извещении и документации о закрытой закупке начальную (максимальную) цену договора.

Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ и услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ. Что это за решения.

Правительство РФ вправе определить конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе; а также перечни и группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

Как это осуществляется, раскрывает Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2012 №591, которым установлены Правила подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, запрос цен может быть с переторжкой или без нее. Зачастую многие участники не разделяют понятий «переторжка» и «аукцион».

Переторжка – это процедура, предоставляющая участникам закупки возможность добровольно повысить предпочтительность поданных ими заявок путем снижения первоначальной цены предложения. Иными словами заказчик предлагает участникам снизить цену.

Переторжка может быть проведена только в случае, если указание на это было в документации о закупке. Распорядительными документами заказчика могут быть установлены случаи, когда проведение переторжки обязательно.

К переторжке допускаются только те участники закупки, заявки которых по результатам отборочной стадии признаны соответствующими положениям закупочной документации.

При проведении закупки на электронной торговой площадке переторжка может проводиться в режиме реального времени или в заочной форме.

Важно обратить внимание, что переторжка от аукциона отличается тем, что здесь участник не обязан постоянно снижать цену, ему достаточно назначить свою цену.

Запрос цен в исключительных случаях может быть осуществлен с предварительным отбором участников закупки. Такие случаи, как правило, связаны с оказанием гуманитарной помощи, либо ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Следует отметить, что запрос цен не проводится в многоэтапной форме и с правом подачи альтернативных предложений.

Контроль за соблюдение требований 233-ФЗ в отношении закупок способом запроса цен осуществляется в соответствии с недавно введенной в Федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» статьей 18.1 «Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров».

 

 

Жалобу может подать любой участник рынка, независимо от того, подавал он заявку или нет до окончания подачи заявок. После окончания подачи заявок жалобу может подать только тот, кто подавал заявку на участие в запросе цен.

Вопросы слушателей

 

Вопрос: Можно и в запросе котировок прописывать марку товара и производителя?

Ответ: Можно, только как на это посмотрит Антимонопольная служба – не ограничиваете ли вы конкуренцию. Наверное, нет. Можете постараться доказать, что на рынке достаточно поставщиков этой продукции.

Вопрос: Если закупка попала под Постановление №616, то это электронный аукцион. Причем здесь запрос котировок?

Ответ: В Постановлении №616 говорится только о том, что закупка должна осуществляться в электронной форме. Оно не ограничивает выбор способа закупки.

Вопрос: Какие документы мы вправе запросить для участия в запросе котировок?

Ответ: Все документы, какие мы перечислили.

Вопрос: Имеем ли мы право не указывать начальную (максимальную) цену договора?

Ответ: Нет. Заказчик обязан указывать начальную (максимальную) цену договора.

Вопрос: Как закупки у единственного поставщика осуществлять на сумму более 100 тыс. рублей? Достаточно отразить в плане или необходимо разместить на сайте полный документ?

Ответ: При закупке на сумму более 100 тыс. рублей вы должны осуществлять процедуру и размещать всю необходимую документацию. Если до 100 тыс. рублей, то вы обязаны только включать сведения в отчет, размещать сведения о закупке необязательно.

Вопрос: Можно ли покупать одноименный товар на сумму до 100 тыс. рублей без проведения процедуры несколько раз у одного поставщика?

Ответ: Надо читать ваше Положение о закупке, как это отражено в нем. Я бы не рекомендовал так делать, потому что у контрольного органа могут возникнуть вопросы, почему вы каждый день закупаете продукцию у единственного поставщика.

Вопрос: Можно ли прописать в Положении о закупке процедуру с единственным поставщиком на сумму свыше 100 тыс. рублей?

Ответ: Можно. Можно даже перечислить случаи, в которых заказчик заключает договор с единственным поставщиком без проведения процедур. Возьмите за основу 44-ФЗ, там прописаны случаи заключения договора с единственным поставщиком.

Вопрос: В извещении указано, что участник должен предъявить копии учредительных документов, а направил только котировочную заявку. Можно ли ее отклонить?

Ответ: Если вы потребовали от участника закупки представить определенный, четко сформулированный перечень документов, а он такие документы не представил, такая заявка не соответствует требованиям, которые вы предъявляете к заявке, опубликованной на официальном сайте. Такая заявка не должна быть допущена к дальнейшей процедуре.

Вопрос: Как вносить изменения в Положение? Размещать новое или только изменения?

Ответ: И новое размещать, и перечень изменений.

Вопрос: Кто признается выигравшим лицом?

Ответ: Тот, кто при запросе цен предложил минимальную.

Вопрос: Что делать, если при запросе цен не было подано ни одного запроса?

Ответ: Это означает, что процедура не состоялась. Проводите еще одну. Возможно, следует пересмотреть требования, предъявляемые к поставщику.

Вопрос: В каком формате публиковать информацию о закупке на официальном сайте? Написано, что при изменении протокола нужно публиковать два документа.

Ответ: В Постановлении Правительства РФ №908 указано, что протоколы публикуются в виде графического приложения оригинала документа. При внесении изменений в протокол на сайте дополнительно размещается документ, содержащий перечень внесенных изменений.

Вопрос: Как провести запрос котировок в электронной форме?

Ответ: В соответствии с Положением о закупке. Смотря что понимать под электронной формой. Если, как у большинства заказчиков, у Вас указано, что закупки осуществляются в электронной форме на электронных торговых площадках, то проводите закупку на ЭТП. В случае, если Вы впервые сталкиваетесь с этим, обращайтесь к нашим менеджерам, они Вам объяснят, как аккредитоваться на площадке, как разместить первую процедуру.

Если же у Вас в Положении указано, что запрос цен проводится в электронной форме и Вы принимаете заявки от участников в электронной форме по электронной почте, главное, чтобы они были подписаны электронной подписью. В таком случае Вы должны понимать, что Ваша обязанность как заказчика в этом случае – обеспечивать прием заявок. Если Ваш сервер отклонил заявку, потому что там очень много прикрепленных файлов и т.п., однозначно виноват заказчик. Поэтому проще проводить через площадку, тем более, что, например, на площадке ОТС-tender выработаете бесплатно.

ВопросМожно ли пролонгировать договор 2013 года? Срок действия закончен, но сумма не выбрана.

Ответ: Можете пролонгировать, заключить дополнительное соглашение.

Вопрос: Обязан ли заказчик вернуть заявку с приложенными учредительными документами участнику, если участник подал заявление на отзыв заявки, а в положении такая обязанность не предусмотрена?

Ответ: Согласно 223-ФЗ заказчик должен в Положении о закупке предусмотреть порядок проведения процедуры закупки, где в том числе должен быть прописан порядок ваших действий. Если этого нет, то следует внести изменения в Положение и прописать порядок действий. В данной ситуации лучше вернуть участнику его учредительные документы.

Вопрос: Какие документы при закупке стоимостью до 100 тыс. рублей? Нужно ли оформлять договор на закупки в розничной торговле?

Ответ: Договор Вы можете не оформлять. Если Вы приобрели что-то в розницу и получили чек, то сам чек является документом. Поэтому никакие документы при закупках стоимостью до 100 тыс. рублей не оформляются, но такие закупки тоже необходимо включать в ежемесячный отчет.

Вопрос: Если запрос котировок до 100 тыс. рублей, что размещать на сайте?

Ответ: Такую процедуру можно не включать в план, не публиковать на сайте извещение, закупочную документацию, протоколы, а только включить ее в отчет.

Вопрос: Когда бюджетное учреждение должно опубликовать план закупок после утверждения Положения о закупке?

Ответ: В Постановлении №908 указано, что планы закупок размещаются до 31 декабря прошлого года. Поскольку для бюджетных учреждений до 1 апреля 2014 года есть отсрочка по публикации Положения о закупках, то сразу после публикации Положения Вы размещаете план. До момента публикации плана лучше ничего не закупать.

ВопросЕжемесячный отчет формируется нарастающим итогом или за текущий месяц?

Ответ: Только за отчетный месяц. Это указано в 223-ФЗ.

Вопрос: Запрос цен, запрос предложений, котировочная сессия – это все одно и то же?

Ответ: Это все способы закупки. В соответствии с 223-ФЗ заказчик самостоятельно определяет способ закупки.

Вопрос: Изменение отчетов в феврале в связи с включением малого и среднего предпринимательства.

Ответ: Что касается субъектов малого и среднего предпринимательства, в конце 2013 года законом 396-ФЗ внесены изменения в 223-ФЗ, добавлена в отчет еще одна строка по закупкам у СМП. Пока в этой строке ставьте нули, потому что объемы и правила закупок у СМП будут прописаны в нормативном акте, который еще не принят. То есть сейчас у заказчика нет обязанности какое-то количество закупок проводить у СМП.

Вопрос: Конкурсное агентство требует для проведения конкурса обоснование цены. Правомочно ли это?

Ответ: 223-ФЗ не требует обоснования цены. Чтобы определить правомочность запрашивать обоснование цены в данном случае, необходимо смотреть документы, на основании которых строятся Ваши с ними взаимоотношения.

Вопрос: Включаются ли договоры подряда с физическими лицами в отчет по закупкам?

Ответ: Все гражданско-правовые договоры на закупку товаров, работ, услуг включаются в отчет по закупкам.

Вопрос: Нужно ли включать в отчет по закупкам ежемесячные расходы по действующим договорам, заключенным ранее 2014 года?

Ответ: Следует отчитываться не по исполнению договора, а по его заключению. Например, в отчет за февраль включаются договоры, заключенные в феврале, все старые договоры в отчете не отражаются.

Вопрос: Может ли бюджетное учреждение по 223-ФЗ проводить закупки только у единственного поставщика?

Ответ: 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ рамочный, но он так же содержит принципы и нормы. Если объем Ваших внебюджетных средств очень невелик, то все законно, но если Вы умышленно большую сумму дробите и заключаете договоры в размере до 100 тыс. рублей, чтобы не заключать один договор на большую сумму, то в ходе проверок у контролирующих органов могут возникнуть сомнения в эффективности использования бюджетным учреждением денежных средств.

Вопрос: В законе 223-ФЗ сумма закупки у единственного поставщика не ограничена?

Ответ: Нет, суммы ограничиваются Положением о закупке. Но необходимо при этом соблюдать нормы законодательства, которое, в частности, предусматривает развитие конкуренции в сфере закупок.

Вопрос: Возможно ли размещение отчета в формате word, подписанного электронной подписью?

Ответ: В соответствии с Постановлением №908 отчеты формируются с использованием функционала официального сайта.

Вопрос: Если требуется разработать новое Положение о закупке, можно ли его разработать и внедрить в течение года или в конце года для внедрения в следующем году?

Ответ: Все, кроме бюджетных учреждений, публикуют Положение о закупке один раз, бюджетным учреждениям на основании 44-ФЗ необходимо ежегодно публиковать Положение. В Положение можно вносить изменения. Для этого необходимо опубликовать новую редакцию Положения и перечень внесенных изменений.

Вопрос: Какой предел суммы стоит указать в Положении при выборе способа закупки запросом котировок или аукционом?

Ответ: На усмотрение заказчика. Как правило, устанавливают сумму до 1 млн. рублей для способа запросом цен, и от 1 млн. рублей – для аукциона.

Вопрос: Если Положение еще не размещено, нужно ли публиковать отчеты?

Ответ: Нет. Если Положение еще не утверждено, то Вы работаете по 44-ФЗ.

Вопрос: Можем ли при запросе котировок требовать эскиз?

Ответ: Да, если это прописано в закупочной документации и не противоречит Вашему Положению о закупке.

Вопрос: Нужно ли изменения в Положение утверждать учредителем?

Ответ: Если это бюджетное учреждение и Положение утверждает учредитель, то все изменения в Положение также утверждает учредитель.

Вопрос: Если договоры, заключенные в январе, но не включенные в отчет за январь, включить в отчет за февраль, или необходимо вносить изменения в январский отчет?

Ответ: Конечно, лучше внести изменения в отчет за январь.

Вопрос: С какого момента стоит начинать работу в соответствии с Положением – с даты учреждения или с 1 апреля 2014 года?

Ответ: Это зависит от того, как будет прописано в Положении. Если укажете 1 апреля 2014 года, то начинаете работать с 1 апреля 2014 года, если не укажете дату, то – с даты публикации Положения.  

Академия OTC.RU

Найдите ответы на ваши вопросы о закупках и участии в них

  • adana escort
  • Samsun Escort
  • Konya Escort
  • Kayseri Escort